Россияне всерьез озабочены: кто контролирует безопасность питания в стране? Какой путь проходит продукт от производителя к потребителю? Мы задали 5 вопросов об этом эксперту, учредителю объединения производителей «Экокластер», владельцу экофермы «Коновалово», Александру Коновалову.
- Какие стандарты, обеспечивающие безопасность питания, применяются к российским производителям?
- Сейчас в России действует только ГОСТ, но и он не может гарантировать качество, поскольку не каждый производитель придерживается его стандартов. Нынешний хаос на рынке позволяет любому производителю утвердить для себя собственные стандарты и разместить собственный логотип, который будто бы будет гарантировать качество. Это видно любому покупателю: продукты на прилавках пестрят различными наклейками «Без сои!», «Без ГМО!» и так далее. Сейчас в России порядка 15.000 наименований имеют такой статус. Но это не может являться однозначным критерием качества продукта, поскольку стандарты создаются один раз, продукт проверяется единожды. Настоящее качество поможет обеспечить только регулярная проверка производителей по всем параметрам, начиная от безопасности производства и заканчивая качеством продукта.
- Какой путь проходит продукт от производителя к потребителю? Ведь не попадают же огурцы на прилавок прямо с грядки?
- Конечно, нет. Технология массового производства очень сложна, пройдя массу этапов, продукт массового производства с трудом добирается до покупателя. Что уж говорить об импортных поставках: некоторое время продукты еще и проводят в дороге, а это нередко пагубно влияет на их качество. С продуктами, имеющими статус «экологически чистых», дело обстоит несколько иначе: путь их сокращается в разы, ведь если фермер сам производит и осуществляет проверку своего товара, то продукт быстрее поступает в продажу. Кроме того, владельцы малых хозяйств имеют постоянный набор покупателей, они общаются с ними, знают каждого в лицо. Им не выгодно обманывать потребителя, продавая некачественный продукт. А проблема здесь лишь в качестве проверок: для этого необходимо создание объединений, которые бы оперативно и качественно осуществляли единую проверку качества пищи, чтобы покупатель был спокоен. Как раз сейчас мы работаем над созданием объединения, которое будет осуществлять проверки экологически чистых продуктов по единым критериям, сопоставимым с европейскими стандартами качества.
- Но рядовому покупателю сложно уследить за всей этой вереницей проверок. Как преодолеть этот барьер, сделать контроль более открытым?
- Безусловно, дело в информационной открытости. Когда производитель не прячется за кипами бумаг и разрешений, когда критерии оценки ясны и понятны каждому потребителю – тогда можно говорить о действительной безопасности продукта и сознательности производителя. Европейский опыт подсказывает, что такой открытости помогает рассредоточение производства по маленьким хозяйствам, а отнюдь не концентрация его в больших конгломератах. Потребителю часто бывает сложно достучаться до крупных производителей, нет условий для двусторонней связи продавца с покупателем.
- Почему, несмотря на большое количество контролирующих инстанций, в России продолжаются пищевые и питьевые отравления?
- Действительно, отравлений в стране по-прежнему не мало. Согласно последним статистическим данным, 75% пищевых отравлений в России происходит из-за употребления несвежих продуктов. Крупные сети продавцов уже усилили контроль над продажей и стараются убирать с продукты с прилавков еще до окончания их срока годности. Но далеко не всегда продавцы добросовестны, потому покупателям мы просто лишний раз советуем быть бдительными и не пренебрегать изучением надписей, мелким шрифтом пропечатанных на упаковке продукта.
- Есть ли какой-то универсальный критерий, позволяющий покупателю понять: вот это можно есть без опаски, а к этому продукту стоит присмотреться внимательнее?
- Сейчас, как уже было сказано, нет однозначных, единых для всех стандартов качества продуктов питания. Потому об универсальных параметрах говорить невозможно. Все в руках покупателя: кто-то отдает предпочтение только крупным производителям, хорошо зарекомендовавшим себя на рынке, полагается на мнение семьи и друзей в отношении качества того или иного продукта. По последним социологическим опросам, около 50% россиян считают единственным критерием качества продукта его экологичность. Они отдают предпочтение экологически чистым продуктам: тем, которые производят небольшие фермерские хозяйства, где нет массовой обработки продукта пестицидами и гормонами роста. Некоторые сети супермаркетов постепенно начинают пополнять ассортимент экологически чистыми продуктами питания; в столице уже можно говорить о моде на такое питание. Однако и здесь следует быть бдительным, поскольку не каждый производитель, считающий свои продукты экологически чистыми, осуществляет их доскональную проверку. Нужно быть бдительным и доверять только проверенным брендам.
Пресс-служба объединения производителей «Экокластер» Дарья Семененко Руслан Барабаш 89055627058 ecocluster_reliz@mail.ru
|