GPS-трекинг — это решение, построенное на базе двух технологий: глобального позиционирования и GPRS-интернета. Устройства для GPS-трекинга оснащены GPS\GPRS-модулем и требуют наличия SIM-карты с подключенной услугой передачи данных. По SMS либо по GPRS-каналу устройство регулярно передает координаты объекта, за которым ведется наблюдение. Эти координаты передаются либо на ПК клиента, на котором установлено специальное программное обеспечение, либо на web-сервис, к которому у клиента имеется доступ. В обоих случаях координаты отображают местоположение объекта на карте. До недавнего времени основными потребителями услуг GPS-трекинга были компании, в деятельности которых информация о местоположении объектов критически важна: компании, занимающиеся логистикой, устанавливают на автомобили более сложные и более дорогие трекеры, оснащенные не только GPS\GPRS-модулями, но и прочими датчиками, сообщающими информацию от уровня загрузки и топлива до пульса водителя. Кроме того, GPS-трекинг используется в устройстве автомобильных противоугонных систем. Массовый рынок для подобных решений — новое и весьма перспективное явление, по мнению экспертов. Зарождающийся рынок «Если говорить о рынке, то как таковой он, на наш взгляд, еще не сложился, — рассказала Infox.ru эксперт аналитической группы SmartMarketing Светлана Завьялова. — GPS-вендоры довольно давно идут к этому, предлагая решения для мониторинга объектов — слежения за детьми, собаками, личными автомобилями и др., но как основной этот сектор не фигурирует ни у одного из них. Web-системы тоже существуют, но недостаточно развиты. В общем, рынок на старте, и тот, кто сумеет предложить потребителю недорогое и простое в пользовании трекинговое решение, имеет все шансы стать лидером. Думается, что подобными услугами за 2010 год (мы прогнозируем бурный рост сегмента в 2010 году) будут активно пользоваться не менее 5% пользователей устройств WID (коммуникаторы и смартфоны), а попробуют процентов двадцать (это так называемые early adopters — энтузиасты)». В условиях старта рынка сложно рассуждать о его объеме, реальном и прогнозируемом. Однако генеральный директор GlobalSat (одна из крупнейших компаний, занимающихся персональным GPS-трекингом) Александр Патров считает, что можно. «Одна из компаний, работающих на этом рынке, приводит следующий алгоритм расчета емкости рынка, — поделился с Infox.ru эксперт. — Основной пользовательский сценарий использования трекеров — контроль за детьми. Число детей в возрасте от 5 до 18 лет (собственно, за кем обычно следят родители-близкие) оценивается в 14% от общего числа жителей страны. Если взять самые экономически и технологически развитые регионы России (Москва, Санкт-Петербург), то население этих регионов составляет порядка 20 млн человек. То есть число детей — порядка 2,8 млн. Количество пользователей трекеров — обычно 10% от этого числа. То есть потенциальная емкость рынка только по сценарию контроля за детьми и только в столицах составляет около 280 тыс. трекеров». Александр Патров отметил, что в отличие от прочих рынков потребительской электроники в кризисные времена продажи персональных GPS-трекеров не упали. «Сейчас в год продается порядка 10 тыс. трекеров всех моделей, — рассказал Александр Патров. — Год назад объем рынка был таким же — те же 10 тыс. штук в год. Но стоит отметить, что за прошедший год большинство рынков демонстрировало негативную динамику в связи с кризисом, а вот рынок трекинга по своему объему не претерпел изменений. Поэтому вполне уместно говорить если не об абсолютном росте рынка, то по крайней мере о его стабильном развитии». Еще более оптимистичную оценку рынка персонального GPS-трекинга дает вице-президент компании «Вобис компьютер» (крупный дистрибутор-интегратор устройств спутниковой навигации) Виктор Лопатин. «Общий объем рынка персонального трекинга за год я оцениваю в 10−20 тыс. устройств, — заявил Infox.ru Виктор Лопатин. — Стоит отметить, что ни один из участников рынка трекинга пока не инвестирует какие-либо значительные суммы в популяризацию технологии, до сих пор рынок рос благодаря самообучению пользователей, передаче информации о преимуществах технологии, что называется, из уст в уста». Потенциальная аудитория Опрошенные Infox.ru эксперты считают, что аудитория персонального GPS-трекинга уже сформировалась, как и потенциал для роста рынка этого типа устройств и сервисов. По их словам, популярность данного вида трекинга растет по ряду объективных причин. «Рост популярности сервисов именно GPS-трекинга связан, во-первых, с неблагополучной криминальной обстановкой в нашей стране, особенно в мегаполисах, — считает Виктор Лопатин. — Трекинг и трекер — это как лекарство от страха. Лекарство от страха неожиданно потерять из виду любимого, близкого человека. Другим фактором роста интереса к таким сервисам является общий рост популярности GPS-технологий в среде массовых потребителей». В том, что пользователи стали проявлять больше интереса к самой технологии GPS, с Виктором Лопатиным согласен и Александр Патров. «Автомобильные навигаторы становятся товаром все более массовым, — говорит эксперт. — Все большее число телефонов оснащается GPS-модулем». Еще одной причиной роста популярности персонального трекинга Александр Патров считает растущую платежеспособность потребителей: «По мере того как у людей становится больше денег, возрастает их интерес в том, чтобы следить за теми объектами, которые составляют основу системы ценностей человека. Скажем так, гарантируя тем самым свое психологическое спокойствие. Прежде всего это пожилые люди и дети, а также персональные автомашины». Другим фактором, повлиявшим на резкий рост этого рынка за последний год, Виктор Лопатин считает падение цен на устройства трекинга, а также тот факт, что во многих случаях для российских пользователей сервисы трекинга для индивидуального потребителя не требуют внесения регулярной абонентской платы, как это принято в Западной Европе и США. «Коммерциализация пользовательской аудитории, думаю, последует позднее, — говорит он. — Сейчас компании зарабатывают на продаже оборудования». «По нашим собственным оценкам, рынок станет по-настоящему массовым, когда цена оборудования опустится до 4−5 тыс. руб. за штуку», — добавил Александр Патров. По словам эксперта, в возглавляемой им компании средняя цена на трекер сейчас составляет 9 тыс. руб. Между тем в SmartMarketing будущее персонального GPS-трекинга оставляют за смартфонами и коммуникаторами. «Именно пользователи WID, по нашему мнению, будут доминирующей потребительской группой среди потребителей услуг персонального трекинга, — говорит Светлана Завьялова. — Специализированные гаджеты-трекеры будут менее востребованы и останутся нишевыми продуктами (например, для туристов такие проекты есть, и уже довольно давно)». Мобильный трекинг vs GPS? «Персональный трекинг как идея сегодня утверждается в умах потребителей, — продолжает Светлана Завьялова. — Интерес отчетливо ощутим. Очень показательный симптом здесь — появление большого количества мошенников, предлагающих услуги определения местоположения по сотовому». Сервисы так называемого мобильного трекинга, активно рекламируемые сегодня в интернете и по кабельным телеканалам («Узнай, где находится муж\жена\девушка, по номеру мобильного телефона»), предлагают пользователям выяснить в обмен на платное сообщение, где территориально находится тот или иной абонент. Вместо GPS для выяснения местоположения абонента используются данные сотовых операторов, которые технически имеют возможность выяснить географическое расположение абонента. Правда, точность определения в данном случае (если оно вообще имеет место, а не симулируется) далека от точности, на которую способна технология GPS. Точность мобильного трекинга равна зоне действия базовой станции, которая обслуживает конкретный номер телефона в конкретный момент. «При всем неприятии их бизнеса, — продолжает говорить о мошенниках Светлана Завьялова, — нельзя отрицать, что эти ушлые господа всегда очень точно нацеливают свои рекламные кампании. Они превосходные психологи и прекрасно видят коммерческие перспективы. Безусловно, их деятельность необходимо пресекать, но сама их активность — четкий признак. Более того, она создает огромный отложенный спрос: люди понимают, что их обманули, но в то же время осознают возможность такого отслеживания и начинают искать работающие решения». Между тем по вопросу о возможном наличии некой конкуренции между мобильным и GPS-трекингом практически все опрошенные Infox.ru эксперты едины во мнении. «Будущее за симбиозом этих двух технологий, — считает Виктор Лопатин. — Все большее число телефонов оснащается модулем спутниковой навигации. Использование двух технологий одновременно позволяет определять местоположение пользователя более точно: когда устройство находится вне помещений, используется технология GPS-трекинга, когда устройство внутри помещений, где сигнал GPS может быть слабым, используется технология мобильного трекинга. Таким образом, трекинг работает в любых условиях». Аналитики из Smartmarketing также делают ставку на конвергенцию технологий: «Учитывая, что WID представляют собой гибридные устройства, однозначно разделять GPS— и мобильный трекинг, на наш взгляд, не совсем целесообразно. В конечном счете это одна и та же услуга, просто с разной технической реализацией. Но это не столь существенно в нынешнюю эпоху конвергенции цифровых технологий», — заявила Светлана Завьялова. Александр Патров также соглашается с тем, что индустрия мобильных устройств идет по пути конвергенции, совмещая в себе сразу несколько полезных, в том числе для навигации и трекинга, гаджетов, но, по его мнению, у всех подобных решений есть один важный недостаток. «Несмотря на рост популярности таких интегрированных решений, у них есть одна ахиллесова пята — аккумулятор, — заявил Александр Патров. — Технологии мобильной связи за последнее десятилетие демонстрируют колоссальный прогресс. Передача данных, компактность и мощь телефонов… В одном только прогресс заметен весьма слабо — емкость аккумуляторных батарей. Рост этого параметра, точнее, времени работы от одного заряда идет крайне медленно. Нормальный коммуникатор с включенной функцией GPS может работать лишь несколько часов. Поэтому еще довольно долго на рынке будет ниша узкоспециализированных устройств GPS-трекинга, основным преимуществом которых перед конвергентными устройствами будет длительное время работы от одного заряда батареи».
Прикрепления: |