Развитие информационных систем является одной из приоритетных задач в переходе на полный электронный документооборот, который, по мнению главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, является одной из основных целей внутреннего развития Федеральной налоговой службы. Начало работы в этом направлении было положено еще в 90-е годы, когда в налоговых органах стали пользоваться компьютерной техникой. Однако в то время информатизация была не систематической, а решала текущие задачи. Приход в 1998 году Михаила Мишустина на работу к налоговикам означал начало систематической работы в этом направлении. Несмотря на то, что с 1998 года в плане использования новых компьютерных технологий налоговая служба совершенно преобразилась, быстрые темпы развития технологий, а также потребность в повышении качества налогового администрирования как отдельного аспекта повышения качества государственного управления заставляют ФНС постоянно внедрять новые технологии. Так в скором времени будет создана система «Налог-3», в которой будет завершен переход на работу в электронном формате. Как отмечал Михаил Мишустин, на данный момент до 30% рабочего времени налогового инспектора связано с бумагами. Для того, чтобы как-то разгрузить работы рядовых сотрудников были даже организованы специальные центры, в которых занимаются вводом информации с бумажных носителей в электронные базы данных. Недостатки бумажных носителей очевидны: во-первых, необходимость вносить данные в электронной форме, во-вторых, хранение бумаг требует значительных площадей, которые могут представиться крайне значительными, если подумать о количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые взаимодействуют с налоговой службой. Впрочем, ситуация не настолько катастрофическая. Уже сейчас, после появления «Личного кабинета» на сайте Федеральной налоговой службы у предпринимателей есть возможность несколько облегчить жизнь налоговиков — и свою не в меньшей степени. Более половины всех деклараций о доходах сейчас поступает в электронной форме; и, вероятно, тенденция данная будет только усиливаться. Для налогоплательщика использование электронных услуг означает одно: больший комфорт в работе с государственными органами, выражающийся в первую очередь в экономии времени. Для самой налоговой службы плюсы от информатизации намного более многомерны. Во-первых, появляется возможность освободить массу рабочего времени от переноса данных в компьютеры, что дает дополнительное время для остальной работы. Это означает, что отказ от бумаги при том же количестве сотрудников в налоговом ведомстве даст прирост на 1/3 рабочего времени, т.е. работать будут на 130% от нынешних объемов даже если все остальные стороны работы не изменятся. А планируется комплексное развитие ФНС, поэтому качество работы будет повышаться и по другим причинам. Например, в системе «Налог-3» предполагается закончить централизацию данных. Существующая информация будет собрана, отчищена от ошибок и разночтений, которые неизбежно появляются при децентрализованном хранении информации, а потом будет сохранена в единой базе, которая будет доступна для всех инспекций Федеральной налоговой службы. Важным отличием системы «Налог-3» должна стать возможность получить все необходимые для работы сотрудника налоговой сведения от различных государственных инстанций. Работа в этом направлении уже начата. В 2010 году Михаил Мишустин провел ряд встреч с главами исполнительных ведомств, которые должны предоставлять данные в ФНС, что продолжилось и в этом году.
Прикрепления: |